АЛЕКСЕЙ КУЗНЕЦОВ. Дискография

ВИНИЛ

1968

1.Ю.ВИЗБОР Песенный дневник Арктики. 2.В.СОМОВ читает стихи Г.ЛОРКИ. Сопровождение А.КУЗНЕЦОВ, гитара. 3.В.НЕКРАСОВ Путешествие по улице детства. 4.ЕКАТЕРИНА НОВИЦКАЯ Сарказмы С.ПРОКОФЬЕВА. 5.В.КОНЯЕВ, Н.ДРОБЫШЕВА, ХОР И ОРКЕСТР "Орфей" Е.ФОМИНА. 6.ПЕЛЕ -центрфорвард с гитарой. 7.Репортаж с хутора близ Диканьки. 8.А.РАЙКИН Проходите, дорогие гости!. 9.Танцы в ночь под Рождество. 10.М.БЕРНЕС Счего начинается Родина. Г.ЮХИНА Встречу тебя. 11-12. Победители фестивалей в Сочи и Сопоте: О.СОРОКИНА, А.ДОБОШ, П.ХРИСТОВА, А.ТРАВЕРСИ, РОМУАЛЬД, У.ШИПИНЬСКА.
 

1969
Д00026335-6

 

Квартет Игоря Бриля
Осень в
Серебряном бору (И. Бриль)
Туманно (Э. Гарнер)
Девушка из Ипанемы (А. К. Жобим)
А. Кузнецов — г, И. Бриль — эо,
А. Исплатовскийкб, И. Левин — уд.

 

1971
Д00030207-8

 

Алексей Кузнецов (гитара)
1. Босса-нова (А. Кузнецов, обр. А. Мажукова)
2.
Испанские напевы (нар. мелодии, обр. А. Кузнецова)
3. Посвящение (Нельсон, обр. А. Мажукова)
Эстр. орк. п/у А. Мажукова (1, 3).

 

1973
Д00034063-4

 

Московский квартет «Гитара»
Гляжу в озера синие (Л. Афанасьев, обр.
Н. Громина)
Миссисипи (Дж. Керн, обр. В, Чернова)
Мелодия из к/ф «Мужчина и женщина» (Ф, Лей, обр. А. Кузнецова)
Бразильская самба (Д. Хэнди, обр. В. Буланова)
Н. Громин, А. Кузнецов — г, В. Буланов — уд.
В. Чернов — кб.

 

1973
Д034233-4

 

АЛЕКСЕЙ МАЖУКОВ —Песни
ЗАЧЕМ ГРУСТИТЕ, ИВЫ (В. Харитонов) — К. Шульженко
У МЕНЯ МАРИНЫ (Я. Козловский) — Е. Шаврина
О, МИЛАЯ (А. Пушкин) КАКАЯ НОЧЬ (А. Фет) — М. Магомаев
ЗАЧЕМ ДАВАЛ ТЫ ОБЕЩАНИЕ (Л. Шишко) — Л. Прохорова
ВЗРОСЛЫЕ РЕЧИ (С. Наровчатов) — Н. Бродская
Эстрадный оркестр, дирижер К. КРИМЕЦ

 

АЛЕКСЕЙ МАЖУКОВ — Оркестровые пьесы
ПРОБУЖДЕНИЕ. ПРАЗДНИК РИТМА
ЗАГАДОЧНЫЕ ТЕНИ. ПРИЧИТАНИЕ. ОБЛАКА
Эстрадный оркестр, дирижер К. КРИМЕЦ
Солисты: И. Бриль — ф-но (1, 5), эл. орган (2)
Б. Ривчункларнет (3)
А. Кузнецов — гитара (1, 4)
Г. Гольштейнфлейта (5)

 

1977
33С60-08625-6

ДЖОРДЖ ГЕРШВИН. Популярные мелодии
ТРИО ЛЕОНИДА ЧИЖИКА: Леонид Чижик, фортепиано
, Алексей Кузнецов, гитара, Алексей Исплатовский, контрабас

1. Лебедь (4.43)
2. Не для меня (5.21)
3. Присмотри за мной, мой пастушок (5.06)
4. Будьте добры (4.59)

5. Обнимаю тебя (6.10)
6. Хлопайте в ладоши (5.45)

7. Колыбельная (7.32)

1978
С60-10897-8


 

УТВЕРЖДЕНИЕ. Джазовые композиции
И. Назарук, ф-но, А. Кузнецов, гитара, А. Исплатовский. к-бас, А. Чернышев, ударные

1. На причале (М. Кажлаев, обр. И. Назарука)
2.
Н. и А. (И. Назарук)
3. Это останется с нами. Композиция на тему Вагифа Мустафы-заде "Клавиши, щетки, струны" (И. Назарук)
4. Столкновение (В. Монтгомери, обр. А. Кузнецова)
5.
Элфи (Б. Баккарак)
6. Утверждение (Ж. Фелисиано, обр.
И. Назарука)

1978
С60-11247-48

ДЖАНГО. Джазовые композиции
Н. ГРОМИН И А. КУЗНЕЦОВ (гитары)

1 сторона
Жимолость (5.09) Ф. Уоллэр, обработка Н. Громина и А. Кузнецова
На высоте 500 миль (4.28) Ч. Кория, обработка Н. Громина
Испания (9.00) А. Кузнецов

2 сторона
Джанго (7.13) Дж.
Льюис, обработка А. Кузнецова
Я любил однажды (5.33) А. К. Джобим, обработка Н. Громина
Сент-Луис-блюз (4.38) У. Хенди, обработка Н. Громина и А. Кузнецова

Н. Громин (гитара «Гибсон») — левая звуковая дорожка А. Кузнецов (гитара «Фрамус») — правая звуковая дорожка
Записано в Малой студии Всесоюзной студии грамзаписи 24—26 мая 1978 г.

Попросите любого знатока назвать лучших советских джазовых гитаристов, и вы услышите
: Николай Громин и Алексей Кузнецов.
Николай Громин (Нестеров) родился в 1938 году в Москве; его музыкальность обнаружилась рано, но гитару впервые взял в руки, когда ему исполнилось 20 лет.
Успех его был стремительным: став ведущим солистом среди музыкантов Московского джаз-клуба, он после дебюта на Таллинском джаз-фестивале 1961 года приобретает всесоюзную известность. Затем следуют победа на первом Московском фестивале «Джаз-62» и триумф на международном фестивале «Джаз-Джембори 62» в Варшаве с ансамблем Вадима Сакуна. О Громине начинают говорить как об одном из выдающихся джазовых гитаристов Европы. Эту оценку он подтверждает на джаз-фестивалях в Праге (1965) и Варшаве (1966), где выступает вместе с Георгием Гараняном.
В прошлом к числу наибольших удач Н. Громина следует отнести его пьесу «Коррида». Этой пьесе был посвящен отдельный очерк в журнале «Юность».  «Ее композиционная схема,—писал Л. Переверзев в «Музыкальной жизни»,—кажется очень простой, ее основу составляет монотонно повторяющаяся ритмогармоническая формула испанского болеро, такой прием заставляет сразу вспомнить знаменитое «Болеро» Равеля, но квартет Громина находит новое, ярко оригинальное решение этой традиционной темы».
А вот зарубежные критики, наоборот, подчеркивали глубокую связь игры Громина с русской музыкальной традицией. Дон Эллис, американский трубач-солист и руководитель оркестра, исполняющий джаз с сильным славянским влиянием: «Гитарист Николай Громин — что-то удивительное. Будто это исполнитель блюза, бравший уроки у Прокофьева». Уиллис Коновер, один из немногих американских джазовых   критиков, пристально следящих за стремительным развитием джаза за пределами США: «Громин имитирует треньканье балалайки, давая живой пример естественного внесения национальных черт в джазовую музыку».
В 1973 году Н. Громин впервые выступил как солист-импровизатор с симфоническим оркестром, под управлением Максима Шостаковича, исполнив «Лирические новеллы» для электрогитары и большого оркестра, написанные Мурадом Кажлаевым специально для нашего замечательного солиста. Эти шесть симфонических миниатюр были записаны на пластинку и не раз исполнялись в нашей стране и за рубежом.
Алексей Кузнецов родился в 1941 году в Челябинске. Его отец, Алексей Кузнецов-старший был первым советским джазовым гитаристом, работавшим во многих оркестрах 30-х и 50-х годов, в том числе и в Государственном джаз-оркестре Союза ССР под управлением Виктора Кнушевицкого. Не удивительно, что Алексей-младший начал играть на гитаре еще ребенком. Однако музыкальное училище им. Октябрьской революции он окончил в 1962 году по классу домры. Гитара же осталась его подлинным призванием, которому он никогда не изменял.
После окончания учебы он сразу был принят в Эстрадно-симфонический оркестр Гостелерадио СССР, где заменил отца. В этом оркестре молодой музыкант проработал около 15 лет, а сейчас он солист Государственного симфонического оркестра кинематографии.
Джазовой музыкой Алексей Кузнецов увлекся в конце 50-х годов. Уже на Московском фестивале «Джаз-65» в квартете Владимира Кулля он обращает на себя внимание. Изучение А. Кузнецовым истоков джаза и его классики дало результат на фестивале «Джаз-67», где он показал свой блюз «Заводные игрушки» с мелодическим и аккордовым соло. (Последнее было особенно примечательно своеобразной техникой).
Среди наибольших удач А. Кузнецова в 60-е годы—его боссанова «Алеша», запечатленная на пластинке «Джаз-68» и специально отмеченная Союзом композиторов. Здесь А. Кузнецов предстает уже как самобытный зрелый художник, владеющий всем арсеналом выразительных средств джазовой гитары. Гитара в руках А. Кузнецова звучит как оркестр — настолько разнообразна, ярка и насыщенна её звуковая и ритмическая палитра. Являясь выдающимся солистом, он обладает и ещё одним редким талантом — талантом аккомпанировать, побуждая солиста к интенсивному творческому взлету, активизируя его исполнительскую фантазию.
Разумеется, помимо «большой» джазовой жизни — фестивалей,  филармонических   концертов, грамзаписей, выступлений по радио и телевидению — оба гитариста часто демонстрируют свое искусство на музыкальных вечерах в Доме композиторов, в джазовых кафе и клубах Москвы и других городов, в Московской экспериментальной студии эстрадной и джазовой музыки. Постепенно репертуар дуэта пополняется новыми пьесами, а успех превосходит все ожидания. Органичное сочетание столь  заметных  индивидуальностей рождает виртуозные интерпретации, в которых старые знакомые мелодии, составляющие основу программы дуэта Николая Громина и Алексея Кузнецова, приобретают свежесть и новизну.
Поистине ошеломляющим было выступление дуэта на VI Московском городском фестивале советской эстрадной инструментальной и джазовой музыки. «По самобытности и мастерству это ансамбль мирового класса»,—сказал на обсуждении итогов заместитель председателя оргкомитета фестиваля композитор Юрий Саульский. Немало высоких похвал Громину и Кузнецову было и в фестивальных рецензиях нашей печати.
Записи Громина и Кузнецова лишний раз убеждают нас в том, что джаз — это прежде всего искусство музыканта-исполнителя. Он может «оттолкнуться» от какой-то темы, от какой-то начальной точки, но затем двигаться в собственном направлении. Поэтому подлинными полноправными соавторами музыки, записанной на этой пластинке, являются два наших замечательных гитариста.

* * *

Шесть пьес представлено на этом диске. Три из них можно отнести к джазовой классике — это «Сент-Луис блюз», «Жимолость» и «Джанго».
«Сент-Луис блюз» написан в 1914 году Уильямом Кристофером Хенди — первым крупным негритянским композитором. В числе выдающихся исполнителей этой пьесы — певица Бесси Смит (которую называли «императрицей блюзов»), трубач Луи Армстронг и Нью-Иоркский симфонический оркестр под управлением  Лонарда Бернстайна, создавшего на основе этой темы симфоническую картину.
«Жимолость» написана в 1929 году выдающимся джазовым пианистом Ф. Уоллэром, который оставил после себя большое песенное наследие, прочно вошедшее в репертуар джазовых артистов.
«Джанго» — реквием замечательному   цыганскому гитаристу Джанго Рейнхардту. написанный вскоре после его кончины в 1953 году Джоном Льюисом, руководителем известного «Модерн Джаз-Квартета». Эта пьеса принесла подлинную популярность ансамблю, главным образом из-за своей свежести, она была одним из первых образцов соединения джаза с другими музыкальными традициями. Соло Кузнецова в «Джанго» подчеркивает напевность, задушевность этой пьесы.
Три другие пьесы этой пластинки—в испанском духе. Это полная воздуха, морского бриза и зноя акварельная пейзажная зарисовка «На высоте 500 миль» Чика Кория, это медленная босса-нова «Я любил однажды» Антонио Карлоса Джобима с её завораживающей мелодией, как бы пропетой человеческим голосом. Это, наконец, «Испания» Алексея Кузнецова. Последняя пьеса носит глубоко личный, индивидуальный характер и навевает множество далеких ассоциаций: здесь ритмы фламенко и звуки балалайки, цитата из громинской «Корриды» в начале и интонации «Полюшка-поля» в середине.
При слове «электрогитара» наше воображение рисует нам рок-ансамбль, точно так же, как в прошлые годы слово «саксофон» неизбежно ассоциировалось с джаз-бандом. Однако задним числом пришлось вспомнить, что саксофон «родился» почти на полстолетия раньше джаза, а недавние исследования доказали, что один из первых образцов шестиструнной электрогитары был сконструирован на кафедре электромузыкальных инструментов Московской консерватории еще в 1944 году, и авторы назвали его «электара».
Тем не менее мода есть мода, и сегодня электрогитара действительно чаще всего связана с вокально-инструментальными ансамблями, молодежной рок-музыкой.
То, что вы услышите на этой пластинке, знакомит с обширной, важной областью импровизационного исполнительского искусства на электрогитаре, искусства, оказывающего влияние и на современную популярную музыку, и на композиторское творчество.
А.
Баташов

1981
С
60-15527-28

ГОЛУБОЙ КОРАЛЛ. Алексей КУЗНЕЦОВ, гитара

1 сторона
Со мной все в порядке (К. Портер) — 2.50
Бейсин-стрит блюз (С. Уильяме) — 1.39
Ты — это все (Дж.
Керн) — 5.55
Вспоминая о тебе (X. Марвелл) — 3.54
Голубой коралл (А. Кузнецов) — 7.24 Аранжировки А. Кузнецова

2 сторона
Мягкий дождь (Л. Бонфа, аранжировка А. Кузнецова) — 7.33
Импровизация на тему Т. Хренникова из к/ф «Верные друзья» (А. Кузнецов) — 7.19
Импровизация на тему «Колыбельной» из оперы «Порги и Бесс» Дж.
Гершвина (А. Кузнецов) — 6.11

А. Кузнецов, гитара
И. Назарук, фортепиано (1—5), полимуг(6—8)
А. Исплатовский, контрабас, бас-гитара (6—8)
А. Чернышев, ударные (3, 6—8)
А. Гореткин, конги (5—8)

Запись 1980 г.


Гитара со всем ее семейством (от арабского прадедушки аль-уда и ренессансных бабушек виуэлы и лютни) — инструмент очень почтенный и широчайше распространенный Над гитарными струмами скрещивались течения музыка Востока и Запада
, Севера и Юга, давая удивительные сплавы — разноцветную музыку Средиземноморья, лютневую культуру, фламенко, цыганскую песню и русский романс, латиноамериканскую и афрокубинскую музыку... Все это громадные пласты мировой музыкальной культуры, пласты активные, полные жизни.
При сравнительной простоте и транспортабельности (помните, умещалась под полою!) гитара — инструмент весьма универсальный. Она может вести мелодию с выразительностью, не уступающей скрипичной, с богатством артикуляций и штрихов, она может дать ритмическое и гармоническое сопровождение, показать линию баса. Своего рода «карманное фортепиано». Из европейских инструментов только гитара сопоставима с роялем, чье королевское первенство неоспоримо. Однако то, что сделала инженерная эволюция с фортепиано, изобретая его механическую разновидность, никогда не случилось бы с гитарой. Слишком она человечная, слишком земная. И если рояль гармонирует с концертным фраком, то гитару мы привыкли встречать дома, на улице и в пути. Потому и не удивляемся мы, если не встречаем ее в красных строках летописи музыкальной жизни.
Как ни печально, но джаз не исправил этой несправедливости. За малыми исключениями гитарист в джазе — либо аккомпаниатор, либо второй солист. Кто лидеры в джаз-ансамблях? Естественно, что много пианистов, и удивительно, как мало гитаристов. Почти столько же, сколько лидеров тромбонистов.
История же музыки не раз подсказывала нам, что если а каком-то ее течении совершается несправедливость, то рядом возникает новое русло, где этот перекос будет компенсироваться. Может быть, думается мне сейчас, одной из причин взлета рок-музыки был «зажим» гитары в джазе. То, что в 50— 60-е годы начала демонстративно игнорировать джазовая музыка, утверждая свою серьезность и высоту, — интонации бытовой, популярной, музыки, танца и песни, — носителем которых испокон была гитара, — все это пышным цветом расцвело в роке, музыке прежде всего гитарной.
Эта пластинка — попытка решить «гитарный вопрос» в классическом джазе, не выходя за его пределы. Лидером здесь является джазовый гитарист, влюбленный в гитару, выражающий свою любовь музыкой.
Алексею Кузнецову в 1981 году исполняется 40 лет. Его отец (тоже Алексей) — первый советский джазовый гитарист, концертмейстер группы гитар в Государственном джаз-оркестре Союза ССР. Не удивительно, что Алексей-младший играть на гитаре и ходить учился почти одновременно. Судьбе же было угодно отправить его в класс домры училища им. Октябрьской революции. После окончания училища в 1962 году мне ни разу не довелось видеть его с домрой, зато гитаре, ставшей его подлинным призванием, он никогда не изменял.
Джазом Алексей Кузнецов увлекся в 50-е годы, собрал из дворовых и школьных приятелей бойкий джаз-ансамбль и, играя тут и там на танцах, стал одним из самых известных музыкантов на Басманной улице. Себе он лично соорудил из выброшенных приемников и проигрывателей нечто громкое и ужасное, отдаленно напоминающее теперешние элегантные звукосниматели, усилители и колонки.
В 60-е годы на московских джаз-фестивалях Кузнецов показывает незаурядное мастерство, особенно в аккордовой игре, редкое по тем временам ощущение блюза, традиционной джазовой стилистики, что видно в одной из лучших его пьес той поры «Заводные игрушки». Среди других удач его в 60-е годы — босса нова «Алеша», специально отмеченная Союзом композиторов. Уже тогда о Кузнецове начинают говорить как о самобытном зрелом художнике, владеющем всем арсеналом выразительных средств классической джазовой гитары. Порой гитара в его руках звучит как оркестр — настолько разнообразна, ярка и насыщенна ее звуковая и ритмическая палитра. Выдающийся солист, «ж в высокой степени обладает и еще одним, редко замечаемым слушателями талантом; талантом аккомпанировать, побуждая солиста и интенсивному творчеству, «катализируя» его исполнительскую фантазию.
Его любимыми гитаристами продолжают оставаться пять великих столпов джазовой гитары — Чарли Крисчен, Джанго Рейнхардт, Уэс Монтгомери, Джо Пасс и Джордж Бенсон. Но интересы его сильно расширились. Он называет, например, канадского гитариста Ленни Бро (в джазовой энциклопедии написано; талантлив, но за пределами Канады неизвестен). Обращает внимание на то, как Бро строит концерт: соло, трио, дуэты. Уже другой ритм восприятия. Можно остановиться, подумать. Не надо много звуков. Значит, не я один так считаю. А вот еще единомышленник — ирландец Луис Стюарт. Его вообще нет в Энциклопедии. Как, кстати, и Кузнецова. Но процесс движется. Появляется новое поколение джазовых гитаристов, прежде всего европейцев. Возникают новые гитарные стили в джазе, связанные с именами бельгийца Филиппа Катарине, чеха Рудольфа Дашека, немца Фолькера Кригеля, норвежца Терье Рюпдаля. Чаще возникают джазовые гитарные дуэты; АльберШтробель, Громин — Кузнецов, Дашек — Эскудо, ПепльБрковиты.
Эта пластинка — следующий шаг в новом направлении. Ее главная задача — помочь вывести гитару на джазовую сцену как сольный инструмент. Сделать с ней в джазе то, что Андрее Сеговия сделал в классической музыке.
Джазовых гитаристов, выступающих соло, — горстка. Сольные пьесы строятся ими на разных принципах — иногда акцент ставится на технику и виртуозность, иногда на звуковое красноречие. Кузнецов демонстрирует на этой пластинке то, что можно назвать принципом непрерывности движения, ровного и мощного течения музыки, в котором сопрягаются штриховая, аккордовая и мелодическая игра. Подобных записей у нас еще не было.
На диске помещены восемь пьес, из которых четыре — сольные композиции Кузнецова, четыре его гитарные аранжировки. Поводом для них служат четыре «вечнозеленых» джазовых темы. Портеровская «Со мной все в порядке» сыграна как бы на одном выдохе, сплошной пинией. Темп взят более быстрый, чем обычно, и поэтому все краски резко обозначены, углы обнажены. Только что тема была изложена созвучиями; короткий брейк, виртуозный мелодический пассаж и отзыв на него сжатым, как удар бича, аккордом. То вдруг обнажается аккомпанемент, имитация страйд-пиано, пока снова к концу пьесы не нарастает оркестровая фактура. Пышной каденции не понадобилось. Визитная карточка мастера предъявлена.
«Бейсин-стрит блюз» (есть, оказывается и в Нью-Орлеане улица Бассейная) я воспринимаю как посвящение Каунту Бейси — лидеру знаменитого оркестра. Кузнецов играет здесь оркестровым звуком — за бас и ударные, за рояль и духовые — как бы излагает знакомую оркестровую драматургию формы. «Оркестровый» эпизод есть и в балладе «Вспоминая о тебе» — шедевре английского песенника Холета Марвелла. (...Авиабилеты в романтический уголок, мартовский ветер, вызывающий сердце на танец, вздохи поездов на станции и звук колокола в деревенском парке, свечи за дальним столиком в кафе, тренькающее пианино у соседей, сказочный, окрашенный коричневой кожей свинг — все-все, каждый пустяк напоминает мне о тебе...) Кузнецов играл эту балладу еще в «Синей Птице», в набитом любителями джаза маленьком подвальчике замирало дыхание. "  Лет пятнадцать прошло, и теперь после той, знакомой темы гитарист как бы включает мотор своего неукротимого ритма, и мы слышим и «идущий бас», и вкрадчивый, готовый рокотнуть биг-бэнд.
А вот в знаменитой гершвиновской «Колыбельной» есть, вроде бы сходная техника, но пьеса принципиально гитарная. Какое тут разнообразие «фирменных кузнецовских» приемов: всевозможные атаки и вибрато, «мазки» и глиссандо, игра флажолетами и у подставки, извлечение разного рода шумовых и перкуссивных эффектов, «гармония тембров» — настоящий гитарный пир. Трудно представить, что играет один гитарист, что нет ни нот перед ним, ни наложений после него.
Четыре ансамблевых пьесы — репертуар более традиционный. Пьеса в стиле свинг, пьеса, стилизованная под рок, и две босса новы. С Кузнецовым здесь играют его старые коллеги: Игорь Назарук (на второй стороне он играет на синтезаторе «Полимуг»), басист Алексей Исплатовский - и барабанщики Андрей Чернышев и Александр Гореткин (последний играет на конгах). Кузнецов и в эти пьесы вносит какую-нибудь изюминку: вставляет эпизод фуги в свинговую ткань и играет через фленджер в «Голубом коралле». Но вот что интересно: Кузнецов умеет «держать на себе» и ансамбль и солиста, давать ансамблю, а не брать от него.
Впервые с тех далеких «басманных» времен Алексей Кузнецов взял на себя роль лидера и заявил о себе как о мастере концертной джазовой гитары соло. В добрый путь!

Алексей Баташев

1985
С60 22851 000


Концерт в Олимпийской деревне

Сторона 1 — 19.26
Blues (John Carisi)
It Could Happen to You (James van Heusen)
Caravan (Duke Ellington, Juan Tizol)

Алексей Кузнецов, гитара;
Анатолий Соболев, контрабас Борис Кузнецов, бонги

Сторона 2 — 19.30
Nuages (Django Reinhardt)
Fallen in Love with Love (Richard Rogers)
Олимпия (коллективная импровизация)

Алексей Кузнецов, гитара
Анатолий Соболев, контрабас (2, 3)
Борис Кузнецов, бонги (2, 3)
Игорь Бриль, ф-но (3)
Тийт Паулус, гитара (3)

Запись из камерного зала Олимпийской деревни 25 ноября 1984 г

Алексей Кузнецов (р. 1941) увлекся джазом в
50-е годы, а уже в 60-е на московских джаз-фестивалях он показывает незаурядное мастерство, особенно в аккордовой игре, редкое ощущение блюза, традиционной джазовой стилистики. Тогда же о Кузнецове начинают говорить как о самобытном зрелом художнике, владеющем всем арсеналом выразительных средств классической джазовой гитары.
Данная пластинка демонстрирует талант исполнителя как музыканта-импровизатора, чему в немалой мере способствует запись, сделанная с концерта из цикла «Джаз плюс джаз».
Алексей Кузнецов сам подбирал себе партнеров для игры. Он пригласил своего эстонского коллегу Тийта Паулуса. В чем-то Кузнецов и Паулус — антиподы. Первый — горячий, открытый; второй — сдержанный, углубленный. Как два джазовых русла — хот и кул. Кузнецов — ритмик. Паулус — мелодист. Но оба — из джазовой классики, оба любят подробную гармонизацию и знают толк в ансамблевом партнерстве.
Выбор Кузнецовым Игоря Бриля и Анатолия Соболева никого не удивил. Оба мастера не раз оказывались Кузнецову лучшими компаньонами. Приятной неожиданностью было решение гитариста пригласить ударником своего однофамильца Бориса Кузнецова. Этот музыкант, выступавший в качестве солиста-трубача с ансамблями Алексея Козлова, Юрия Маркина и другими, серьезно увлекается ударными. Но подход у него к этим инструментам свой — не как у барабанщика, а как у музыканта мелодической группы ансамбля. Он хорошо владеет техникой игры на бонгах, а на сцене обставляет себя разнообразным набором шумовых, которыми пользуется со вкусом и к месту.
Эта грамзапись документальна и позволяет ощутить момент рождения незаготовленной музыки, соучастие партнеров и аудитории, их немедленный отклик и оценку отдельных событий этого выступления. И мы надеемся, что если вы хоть чуть-чуть ощутите атмосферу зала и сцены, то почувствуете и вкус настоящего джаза.
Алексей Баташев

1987
С10 26083 006

 

А. ЭШПАЙ. Инструментальные пьесы

Три пьесы для флейты соло. В. Шапкин.
Andante и allegro для квинтета медных духовых инструментов. Квинтет медных духовых инстр. Московской гос. консерватории, рук. Л. Чумов: Б. Кутузов (валторна), Ю. Власенко, А. Паршенко (трубы), Ю. Колесов (тромбон), А. Филимонов (туба).
Прелюдия, С. Гурбелошвили (саксофон), ансамбль «Мелодия», рук. Б. Фрумкин.
Семь эпизодов. Ансамбль «Метроном», рук, М. Якон.
Прелюдия. А. Кузнецов (гитара), эстрадно
-симф. орк. Гостелерадио СССР /А. Петухов
 

1988
A60 00363 008

Концерт в Олимпийской деревне-2

1. Softly, as in the morning sunrise (Sigmund Romberg)
2. Stella by starlight (Victor Yong)
3. The child is born (Thad Jones)
4. ‘Round about midnight (Thelonius Monk)
5. Careful (Jim Hall)
6. Eiderdown (Steve Swallow)
7. No greater love (Isham Jones)

Обработка А. Кузнецова
Алексей Кузнецов гитара(1-7)
Александр Ростоцкий бас-гитара(1,2,5-7)
Сергей Чернышов вибрафон(3,5-7)
Daniel Martin (USA) ударные(1,2,6,7)


  То, что предшествовало этой необычной записи, стало уже историей. Сразу после московской Олимпиады-80 руководство концертного зала в Олимпийской деревне провело творческое совещание, на котором заместитель директора Мариэтта Рудина обратилась к присутствующим с просьбой предложить новые концертные формы.
  Среди многих разумных предложений мое выглядело странным. Опираясь на спортивное прошлое зала, я рассказал, какие бы могли здесь происходить концертные встречи джазовых музыкантов-импровизаторов. Ведь джаз, как любая устная культура, живет только в прямых контактах. Без них любая культура рано или поздно становится хранилищем черепков, «мертвым царством слов», как сказал бы Гоголь. Из всех профессиональных концертных жанров только джазу доступна такая открытая, соревновательная форма, когда в ансамбль посреди действия могут вторгнуться другие музыканты со своими идеями...
  За семь сезонов было дано более сотни концертов. Праздничный их характер, непредсказуемость и неповторимость привлекали к ним внимание многих любителей музыки.
Первой пластинкой с джазового концерта в Олимпийской деревне была встреча гитариста Алексея Кузнецова с музыкантами Москвы и Таллина. Кузнецов — активнейший участник таких программ. И вот новый диск Кузнецова с другими партнерами.
  Сергей Чернышов — один из немногих советских джазовых вибрафонистов. Недавний выпускник эстрадно-джазового отделения Гнесинского музучилища он еще в бытность студентом обратил на себя внимание знаменитого Гэри Бертона, проводившего там занятия. Вибрафон — инструмент типично джазовый, Чернышов играет на нем зажигательно, прямо-таки азартно...
  То, что Алексей Кузнецов, долгое время игравший с корифеем классического джазового контрабаса Анатолием Соболевым, теперь все чаще выбирает себе партнером Александра Ростоцкого, служит прекрасной рекомендацией для этого молодого басиста. В течение последних десяти лет Ростоцкий играл в ансамблях Юрия Маркина, Владимира Коновальцева, Игоря Бутмана, его часто приглашают в сборные джаз-ансамбли. Ростоцкий постоянно растет и как солист, и как аккомпаниатор, и как автор музыки для своего ансамбля.
  На олимпийской джазовой сцене не однажды встречались музыканты не только разных городов, но и разных стран. На этот раз партнером московских джазменов стал американский барабанщик Дэниэл Мартин, профессиональный музыкант, игравший с такими звездами, как Гэри Бертон, Барни Кессел, Чарли Рауз. Его появление на сцене было немалым сюрпризом для зрителей. После концерта педагоги-гнесинцы пригласили его провести занятия с барабанщиками в училище, он с удовольствием согласился... Приятно, что такие концерты способствуют узнаванию друг друга, дружбе между музыкантами, а значит, и между нашими народами.

Алексей Баташев (1988)
 

1989
С60 27921 009


Спустя десять лет. Алексей Кузнецов, Николай Громин

Сторона 1
ПРИГЛАШЕНИЕ (Б. Кейпер)--7.24
КАРЭН (Н. Громин)—4.37
ЭТО МОГЛО СЛУЧИТЬСЯ С ТОБОЙ (Д. Вэнхъюзен) — 7.44

Сторона 2
НАРДИС (М. Дейвис)—7.12
ЕЛЕНА И МАРГАРИТА (А. Кузнецов) — 5.31
БЛЮЗ ДЛЯ ВАЛЕРИЯ (А. Кузнецов)—4.10

Запись 1988 г.


Алексея Кузнецова и Николая Громина нет нужды представлять нашим любителям джаза: лауреаты еще тех первых джаз-фестивалей 60-х
годов, они и по сей день считаются ведущими советскими джазовыми гитаристами. В 1962 году Громин попал в состав первого ансамбля, выступившего от нашей страны на международном джаз-фестивале за рубежом. Было это на варшавском «Джаз Джембори», где один американский рецензент, описывая читателям Громина, предлагал им вообразить исполнителя блюзов, бравшего уроки у Прокофьева.
В отношении Кузнецова никто таких высоких сравнений не делал, потому что на его долю тогда выпала прозаическая обязанность обес­печивать своей звонкой гитарой четкий ритм известному эстрадно-симфоническому оркестру Гостелерадио. В дополнение к его таланту это оказалось подлинной атлетической тренировкой.
В 1978 году друзья выступили дуэтом на московском джаз-фестивале, первом после десятилетнего перерыва, произведя на всех впе­чатление ансамбля мирового класса. Тогда-то «Мелодия» записала и выпустила их первую сольную долгоиграющую пластинку, что по тем временам было еще большой редкостью. Для меня, автора аннотации, это тоже было дебютом.
По какому-то странному совпадению творчество обоих «гитарных сердец» (так они однажды назвали себя) в определенной степени шло вдоль двух автобиографических параллелей. В середине 60-х у обоих родилось по сыну, и у каждого в фестивальных программах появились посвящения новорожденным. У Громина это называлось «Здравствуй, Иван», у Кузнецова — «Алеша». В преддверии серебряных свадеб оба сделали новые приношения, но уже по женским адресам. У Кузнецова возникла пьеса «Елена и Маргарита» (вместо имени мастера он поставил имя дочери), у Громина — пьеса «Карэн», при этом с ударением не на второй слог, как в армянском мужском имени, а на первый, как в датском женском.
К Карэн в Копенгаген и переехал Громин в начале 80-х годов, но каждую осень он оказывался в Москве повидать маму, близких и, конечно, поиграть с Кузнецовым. Когда они начинали играть вдвоем, дома ли, на концертной ли сцене, это всегда чуть-чуть походило на беседу долго не видевшихся друзей. А рассказывать им было что. У Кузнецова почти каждый год выходило по пластинке. Громину довелось играть в легендарном биг-бэнде Тэда Джонса, участвовать в западноберлинском джаз-фестивале, Кузнецову — на экзотическом джаз-фестивале в Бомбее, Громин собрал свой ансамбль и стал постоянно выступать в одном из городских джазовых кафе-клубов, куда заглядывали Джо Пасс, Тал Фарлоу, Кенни Баррелл, Джим Рэйни и другие славные гитаристы. Датские газеты не раз писали о советском джазмене восторженные статьи. Кузнецова каждый год избирали лучшим джазовым гитаристом страны, он был душой концертов «джаз плюс джаз» в Олимпийской деревне, много гастролировал как лидер ансамбля. И оба ждали встречи друг с другом, мечтали записать вторую пластинку.
Это удалось сделать только осенью 1987 года. То, что получилось, отнюдь не приготовленная, отрепетированная программа, где все выверено и рассчитано. Это джаз. Это живое музицирование двух мастеров, которые не заучивают, но и не промахиваются, это игра, спевка, диалог, объяснение в любви. При этом все легко, и нет состязания, которое могло бы и быть, потому что у каждого свои козыри. Оба безошибочно держат ритм, и каждый может быть в высшей степени от него свободным. Но по-разному. Громин — корифей мелодической линии. Кузнецов — корифей аккордовой игры. Тем не менее роли себе они, как хлеб на двоих, ровнехонько разделили пополам. Это джаз.
Очень разнообразны темы их дуэтов. Свинговый стандарт Вэнхъюзена, гармонически изысканная баллада Кейпера, импрессионистическая медитация Дейвиса. Свинг, бибоп, ладовый джаз. Разработки от обычного соло с аккомпанементом до импровизационной полифонии. Три посвящения — два близким, одно общему другу и любимому партнеру, выдающемуся советскому джазовому барабанщику Валерию Буланову. Оба не раз печалились мне, что нет сегодня у нас таких знающих, таких тонких и точных ударников, как Буланов. В память о нем оба гитариста творят такой ритм, что кажется, у них вот-вот должны расплавиться струны и вспыхнуть гитары.
И хорошо, что нас начинает припекать. Это джаз.
Алексей Баташев

***

КОМПАКТ-ДИСКИ

1989
Mobile Fidelity

Igor Bril Quartet, 1989
Igor Bril & The All-Star Soviet Jazz Band
Live at Village Gate

1. Privave
2. In Hope And (In) Joy
3. Stella by Starlight
4. Semblance
5. My One and Only Love
6. It's All Right With Me
7. Dance of the Seagulls
8. Journey into the Blues (Voyage in Blues)
9. Body and Soul
10. Recorda Me


Biography by Scott Yanow:
Pianist Igor Bril's tour of the United States in 1988 with his quartet helped show Americans that, in addition to avant-garde music and some dixieland, bebop was alive in the Soviet Union. Bril had led a trio as early as the mid-1960's and, although jazz was officially discouraged at home, he has managed to play jazz throughout much of his life. He worked with bands led by Yuri Saulsky (1966-69), Aleksey Kozlov and German Luk'yanow before putting together his own septet (1972-81) and a quintet that toured throughout the USSR, Communist Europe and Cuba. He has also been a jazz educator in his homeland since 1969. After extensive arrangements, Igor Bril and his quartet (with saxophonist Alexander Oseichuk, bassist Victor Dvoskin and guitarist Alexei Kuznetsov) were able to tour the United States in late 1988 as part of a cultural exchange program with the U.S.S.R. Their final American appearance at the Village Gate, was recorded and later released as a CD by Mobile Fidelity. Bril had also made a few records for the Russian Melodija label as early as 1965. Surprisingly with the fall of communism, not much has been heard from Igor Bril outside of Russia in recent times.

-During October and November 1988, an all-star quartet comprised of some of the then-Soviet Union's top bop-based jazzmen made their initial tour of the United States. They recorded this CD at their final stop, the Village Gate in New York. Altoist Alexander Oseichuck displays a fiery sound influenced by Phil Woods and he is at his best on a duet with pianist Igor Bril on "My One and Only Love." Guitarist Alexei Kuznetsov gets "It's Alright with Me" as an unaccompanied solo and sounds excellent on the five quartet tracks while bassist Victor Dvoskin is fine in support. But the most impressive voice is Igor Bril, particularly during his three solo piano features. "Dance of the Seagulls" is impressionistic and on a thoughtful "Body and Soul" Bril hints at times at Erroll Garner. Best is his tour-de-force "Journey into the Blues" which evolves from relaxed stride to doubletime, stoptime and finally boogie-woogie straight from Albert Ammons. A
surprising and recommended release.


1996
SLR 0054

ГОЛУБОЙ КОРАЛЛ ПЛЮС…
1. Со мной все в порядке (К.Портер)
2. Ты - это все (Джерн)
3. Облака (Джейнхардт)
4. Мягкий дождь (Л.Бонфа)
5. Как высоко луна (У.М.Льюис)
6. Около полуночи (Т.Монк)
7. Любовь на продажу (К. Портер)
8. Джанго (Джьюис)
9. Нет большей любви (А.Джонс)
10. Маленькие глупости (Дж. Стрейчи)
11.
Бейсин-стрит блюз (С.Уильямс)
12. Голубой корелл (А.Кузнецов)
13. Колыбельная (Джершвин)
Аранжировки А. Кузнецова

А. Кузнецов – гитара; И. Назарукф-но, полимуг; А.Исплатовский – контрабас, бас-гитара; А.Гореткинконги; Н.Громин – гитара (8); И.Брильф-но (5); С.Чернышоввибрафон (9); А.Ростоцкий – бас-гитара

1998
CDBMR 812031

ONCE I LOVED

1. But Beautiful (Johny Burke – James Van Heusen)
2.
Три года ты мне снилась (Никита Богословский)
3. Bernie's Tune (Bernie Miller – Jerry Leiber – Mike Stoller)
4. Waltz for Ksenia (Alex Rostotsky)
5. Once I loved (Antonio Carlos JobimVincius de Moraes)
6. You and the Night and the Music (Howard Dietz - Arthur Schwartz)
7. You Don't Know, What Love is (Gene de Paul – Don Raye)
8. Running in the Family (Steve Swallow)
9. One for the Woofer (Billy Taylor)
10. Good bye Ballad (Gordon Jenkins)
11. Lullaby of the Leaves (Joe Young – Bernice Petkere)

Владимир Данилинаккордеон; Алексей Кузнецовгитара (1, 3, 5, 7, 9), Александр Ростоцкийбас-гитара; Яков Окунь - Rhodes piano (2, 4, 6, 8, 10); Эдуард Зизакбарабаны (2, 4, 6, 8, 10)

1999
CDBMR 906073
Boheme
Music

Верные друзья

Жимолость / Ф. Уоллэр
Испания / А. Кузнецов
Джанго / Дж. Льюис
На высоте 500 миль /
Ч. Кория
Я любил однажды / А. К. Джобим
Сент-Луи блюз / У. Хенди
П
риглашение / Б. Кейпер
Карэн / Н. Громин
Это могло случиться с тобой / Д. Вэнхъюзен
Нардис / М. Дейвис
Елена и Маргарита / А. Кузнецов
Блюз для Валерия / А. Кузнецов

Алексей Кузнецов, Николай Громин (концерт)
Запись 1978 (1-6), 1988 (7-12)
Аннотация в буклете взята с пластинки ДЖАНГО. Джазовые композиции

2001

В ГОСТЯХ У ДЖАЗ-АККОРД'а
А.Кузнецов, И.Бриль, В.Данилин, Г.Гаранян, Д.Крамер, А.Бутурлина, С.Григорьев, Г.Файн...

1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО 0:57
Алексей БАТАШЕВ, prelude то A kiss /фрагмент/ by Duke Ellington Алексей КУЗНЕЦОВ /гитара/
2. TAKE THE "A" TRAIN 3:52 by Billy Strayhorn
Соло - Григорий ФАЙН /фортепиано/, Алексей КУЗНЕЦОВ /гитара/ Сергей ВАСИЛЬЕВ /контрабас/ Дмитрий ВЛАСЕНКО /ударные/ Юрий ГЕНБАЧЕВ /перкуссия/
3. I LOVE YOU 5:42 by Cole Porter
Соло - Игорь БРИЛЬ /фортепиано/, Алексей КУЗНЕЦОВ /гитара/ Игорь КОН ДУР /контрабас/ Александр ГОРЕТКИН /ударные/ Юрий ГЕНБАЧЕВ /перкуссия/
4. AS LONG AS I LIVE 2:34 lyric by Ted Koehler, music by Harold Arlen
Соло - Анна БУТУРЛИНА /вокал/, Лев КУШНИР /фортепиано/ Алексей КУЗНЕЦОВ /гитара/ Игорь КОНДУР /контрабас/ Эдуард ЗИЗАК /ударные/ Юрий ГЕНБАЧЕВ /перкуссия/
5. GOOD MORNING HEARTACHE 7:27 by Irene Higginbotham
Соло - [Станислав ГРИГОРЬЕВ] /саксофон/, Алексей КУЗНЕЦОВ /гитара/ Игорь КОНДУР /контрабас/ Дмитрий ВЛАСЕНКО /ударные/
6. BLACK ORPHEUS 7:02 by Luiz Bonfa
Соло - Григорий ФАЙН /фортепиано/, Алексей КУЗНЕЦОВ /гитара/ Сергей ВАСИЛЬЕВ /контрабас/ Дмитрий ВЛАСЕНКО /ударные/ Юрий ГЕНБАЧЕВ /перкуссия/
7. HAVE YOU MET MISS JONES? 2:47 by Richard Rodgers
Соло - Владимир ДАНИЛИН /аккордеон/, Алексей КУЗНЕЦОВ /гитара/ Игорь КОНДУР /контрабас/ Дмитрий ВЛАСЕНКО /ударные/
8. LOVER MAN 4:45 by Roger "Ram" Ramirez and Jimmy Davis
Соло - Георгий ГАРАНЯН /саксофон/, Алексей КУЗНЕЦОВ /гитара/, Игорь КОНДУР /контрабас/, Эдуард ЗИЗАК /ударные/, Юрий ГЕНБАЧЕВ /перкуссия/
9. SEA JORNEY 8:14 by Chick Corea
Даниил КРАМЕР /фортепиано/, Алексей КУЗНЕЦОВ /гитара/
10. A BEAUTIFUL FRIENDSHIP 6:19 by Donald Kahn
Соло - Григорий ФАЙН /фортепиано/, Алексей КУЗНЕЦОВ /гитара/ Сергей ВАСИЛЬЕВ /контрабас/ Дмитрий ВЛАСЕНКО /ударные/ Юрий ГЕНБАЧЕВ /перкуссия/
11. WHEN SUNNY GETS BLUE 5:24 lyric by Jack Segal, music by Marvin Fisher
Соло - Анна БУТУРЛИНА /вокал/, Алексей КУЗНЕЦОВ /гитара/ Игорь КОНДУР /контрабас/ Дмитрий ВЛАСЕНКО /ударные/ Юрий ГЕНБАЧЕВ /перкуссия/
12. ROXANA 5:02
Slovak folk song
Соло - Игорь БРИЛЬ /фортепиано/, Игорь КОНДУР /контрабас/ Александр ГОРЕТКИН /ударные/
13. JERSEY BOUNCE 7:57 by Tiny Bradshaw, Bob Plater and Edward Johnson
Соло - Георгий ГАРАНЯН /саксофон/, Алексей КУЗНЕЦОВ /гитара/, Игорь КОНДУР /контрабас/, Эдуард ЗИЗАК /ударные/, Юрий ГЕНБАЧЕВ /перкуссия/
14. BORN TO BE BLUE 4:20 by Mel Torme
Соло - Владимир ДАНИЛИН /аккордеон/, Алексей КУЗНЕЦОВ /гитара/ Игорь КОНДУР /контрабас/ Дмитрий ВЛАСЕНКО /ударные/


Ансамбль «Джаз-Аккорд» - это непрерывное джазовое действие, своего рода олимпиада. В их игре нет победителей, а есть увлеченное участие и увлекательное соревнование виртуозов. «Джаз-Аккорду» исполнилось пять лет. Этот альбом – своего рода музыкальный аттестат зрелости ансамбля.
«Сегодня я осуществил свой давний проект: объединить моих друзей, с которыми знаком как музыкант и как человек, знающий их сложный, полный трудностей, тревог и суеты путь к творческим высотам и признанию, которых они достигли.
Ушла суета, прошли годы, и снова мы вместе. Участники этого проекта – музыканты высочайшего класса, признанные знатоками и специалистами во многих странах мира. Но в нашей стране мы о них знаем мало, пишем редко, да и говорим совсем не часто и слишком сдержанно.
Вместе с огромной аудиторией ценителей музыки высокого класса я склоняю голову перед талантом моих друзей…» - Заслуженный работник культуры России, академик С.Л. Сперанский.
 

2005
MEL CD 00995

АЛЕКСЕЙ КУЗНЕЦОВ
Концерт в Олимпийской деревне 25 ноября 1984 года (см. С60 22851 000 и С60 19121 001)

1. Blues (John Carisi)
2. If Could Happen to You (James van Heusen)
3. Caravan(Duke Ellington, Juan Tizol)
4. Nuages (Django Reinhardt)
5. Fallen in Love with Love (Richard Rogers)
6. Olympia (collective improvisation)

Bonus (live recording from festival “Jazz-82”):
7. C-Jam Blues (Duke Ellington)

Алексей Кузнецов, гитара
Игорь Бриль, фортепиано
Тийт Пауллус, гитара
Анатолий Соболев, контрабас
Борис Кузнецов,
бонги

2006
MEL CD 60 00987

АЛЕКСЕЙ КУЗНЕЦОВ
Концерт в Олимпийской деревне, 24 октября 1987г.

1. Softly, as in the morning sunrise (Sigmund Romberg) 7.21
2. Stella by starlight (Victor Yong) 4.50
3. The child is born (Thad Jones) 5.45
4. ‘Round about midnight (Thelonius Monk) 3.33
5. Careful (Jim Hall) 5.33
6. Eiderdown (Steve Swallow) 6.06
7. No greater love (Isham Jones) 8.31
Bonus:
8.
Верные друзья (Т.Н.Хренников) 6.32
9. My melancholy baby (E. Burnett) 1.37

Концерт в Олимпийской деревне, 24 октября 1987г. (1-7)
Концертная запись 1978 (8), 1983 (9)

Алексей Кузнецов - гитара; Александр Ростоцкий – бас-гитара (1, 2, 5, 6, 7); Сергей Чернышоввибрафон (3, 5, 6, 7); Дэниэль Мартин – ударные (1, 2, 6, 7); Николай Громин – гитара (8); Валерий колесников – труба (9)

2006
EGJAZZ-016
E
vergreen Records

Vladimir DANILIN
GET HAPPY
Accordion in Jazz

1. You'd Be So Nice To Come Home To (Cole Porter) 4.19
2.
Сновидения (Dreams) (Алекс Ростоцкий) 7.01
3.
Get Happy (Harold Arten) 6.59
4.
Two For The Road (Henry Mancini) 6.13
5.
Groovy Samba (Sergio Mendes) 6.55
6.
Sweet and Lovely (Gus Arnheim) 6.16
7.
Have You Met Miss Jones? (Richard Rodgers) 2.47
8.
Born To Be Blue (Mel Torme) 4.20
9.
Brother, Can You Spare a Dime? (Jay Gorney) 6.46
10.
Fly Me To the Moon (Bart Howard) 7.55

Владимир ДАНИЛИН — аккордеон
Яков Окунь — клавиши (2, 3, 4, 5, 6,10)
Алексей Кузнецов — гитара (1, 7, 8, 9)
Алексей Исплатовский (1)
Игорь Кондур (7 8)
Евгений Онищенко (3)
Алекс Ростоцкий — бас-гитара (2, 6)
Сергей Васильев — контрабас (4 5, 10)
Игорь Виноградов — контрабас (9)
Игорь Игнатов — барабаны (3, 4, 5,10)
Владимир Морозов — барабаны (9)
Сергей Остроумов — барабаны (2, 6)
Дмитрий Власенко — барабаны (7, 8)
Эдуард Зизак — барабаны (1)
 

2007
MEL CD 60 01096

Alexey Kuznetsov
Come Rain or Come Shine

Come Rain or Come Shine (J Mercer – H. Arlen)
Once I Loved (C. Jobim – V. Moraes – R. Gilbert)
Willow Weep For Me (A. Ronell)
Old Folks (D.J. Hill – W. Robinson)
In A Sentimental Mood (D. Ellington – E. Kennedy)
Lester Leaps In (L. Yang)
These Foolish Things (H. Marvell – J. Strachey – H. Link)
Arrangement – Alexey Kuznetsov

Алексей Кузнецов -  гитара
Алексей Подымкин – фортепиано (1-3, 5-6)
Евгений Рябой  - барабаны (1-3, 5-6)
Андрей Дудченко - контрабас (1-3,5-6)
Сергей Васильев  - контрабас (7)
Константин Горшков – тенор-сакс (7)

Диск, который вы держите в руках, составлен из двух концертов, прошедших в «Ле клубе» осенью 2005 года. Его стены видели и слышали таких выдающихся артистов, как Уинтон Марсалис, Билли Кобэм, Рэнди Брейкер, Джо Завинул, Джимми Смит, Рэй Браун. Выступали здесь и мастера отечественного джаза - Герман Лукьянов, Игорь Бриль, Алекс Ростоцкий, Даниил Крамер, Владимир Данилин. Частый гость на сцене клуба - гитарист Алексей Кузнецов. Признанный джазовый виртуоз-солист, он и «человек ансамбля», любящий и стремящийся к джемовой игре. Многим знатокам, думаю, памятны его дуэты с Игорем Брилем, а некоторым, возможно, и состязания со знаменитыми американцами - басистом Стивом Своллоу и пианистом Дейвом Брубеком.
На диске Кузнецов играет с представителями новой генерации московских джазменов: пианистом Алексеем Подымкиным, контрабасистами Андреем Дудченко и Сергеем Васильевым. В квартете на ударных играет известный московский барабанщик Евгений Рябой, а в трио - тенор-саксофонист Константин Горшков.
Кузнецов - верный рыцарь мейнстрима, стиля, который можно назвать «действующей классикой», накопителем всего ценного в джазе, устоявшегося, отобранного временем. В арсенале приёмов, используемых Кузнецовым - горячий свинг 30-х (Джанго Рейнхардт), угловатый боп (Вэс Монтгомери), ритмы и тембры бразильской босса-новы (Антонио Карлос Жобим). Кузнецов любит баллады — в этой музыке он задумчив, поэтичен, темпы неспешны, а фразы прозрачны. У него идеальное чувство локтя - он ощущает все нюансы партнеров, отвечая на пассажи рояля или взрывные брэки ударных то нежной кантиленой, то перкуссивными стрекотаниями полуприжатых струн. Развитие идет волнами—то резко взмывающими, то, потеряв динамику, спокойно ниспадающими.

Come Rain or Come Shine (Гарольд Арлен - Джонни Мерсер). Гитара Кузнецова задумчива и нетороплива, музыкант словно вслушивается в звуки, рождающиеся под его пальцами... Постепенно линии импровизации сгущаются, появляется плотная аккордика. Соло пианиста Алексея Подымкина виртуозно, легко, изящно, оно в традициях боперов 50-х - Бада Пауэлла, Реда Гарлэнда, Оскара Питерсона. Кульминация звучит мощно, экстатично.
Once I Loved (Антонио Карлос Жобим). Знаменитая босса-нова, давно вошедшая в число вечнозеленых мелодий джаза. Тема изящна, напевна; это типично бразильское сочетание: безоблачные воспоминания, танцевальные телодвижения, меланхолия. Отыграв соло, Кузнецов умело передает эстафету партнеру. У Подымкина — стремительные «пробеги» правой руки, акценты-сбивки правой и «оркестровое тутти» обеих рук.
Willow Weep For Me (Энн Роннелл). Мечтательная баллада: одна из самых красивых мелодий джаза. Диалог-медитация гитары и рояля. Печальные, порой даже рыдающие интонации (ведь «ива плачет для меня»). Неторопливый подъем к кульминации. Блюзовые ноты, свинг, драйв, оркестровая мощь...
Old Folks
(Уиллард Робисон). Пьеса для гитары соло. Еще одна тихая, проникновенная композиция.
In A Sentimental Mood (Дюк Эллингтон). Певучая баллада. Широкий разлив чувств. Гитара поёт - интонации в соло светлы, искренни, вокальны и даже, пожалуй - исповедальны.
Lester Leaps In (Лестер Янг). Созданная в 1939 году великим тенористом Лестером Янгом (на гармонической базе гершвиновской «Радости ритма») эта мелодия вот уже свыше полувека используется джазменами всего мира на «джем-сешенах» - в тех случаях, когда надо сыграть что-то погорячей. Тема-трамплин для отталкивания и стремительного полёта. Алексей Кузнецов и Алексей Подымкин демонстрируют виртуозное мастерство, нерв, риффы, и - в очередной раз - оркестральность фактуры.
These Foolish Things (Стрейчи-Линк-Марвел) Алексей Кузнецов, Константин Горшков (тенор-саксофон) и Сергей Васильев (контрабас) «Эти маленькие глупости» - баллада, на тему которой импровизировали десятки знаменитых джаэменов. Коронный номер для таких представителей эпохи «великих теноров», как Бенни Картер, Дон Байас и Лестер Янг. Константин Горшков сознательно имитирует ту же субтоновую манеру — нежную, лиричную, мечтательную.


Аркадий Петров

 

2007
MEL CD 60 01234

Алексей Кузнецов 45 лет в JAZZе

1. А.Кузнецов - «Заводные игрушки» - А.Кузнецов - 1967
2. А.Кузнецов - «Испания» - Н. Громин, А.Кузнецов – 1978
3. K.Афанасьев - «Гляжу в озера синие» - А.Кузнецов, Н. Громин – 1973
4. А.Кузнецов - «Голубой коралл» - А.Кузнецов – 1980
5. D.Handy - «Brazilian samba» - А.Кузнецов – 1973
6. J.Lewis - «Djungo» - Н. Громин, А.Кузнецов – 1978
7. Т.Хренников - Мелодия из к/ф «Верные друзья» - А.Кузнецов – 1980
8. А.Кузнецов – «Блюз для Валерия» - Н. Громин, А.Кузнецов – 1988
9. М.Кажлаев – «Голубой закат» - А.Кузнецов – 1992
10. А.Кузнецов - «Елена и Маргарита» - Н. Громин, А.Кузнецов – 1988
11. А.Кузнецов - «Алеша» - Эстр.орк п/у Мажукова – 1971
 

CDMAN 337-08

АЛЕКСЕЙ КУЗНЕЦОВ, ИЛЬДАР КАЗАХАНОВ 
КОНЦЕРТ В КЛУБЕ JFC

1. Once I Loved
2. Willow Weep For Me
3. Елена и Маргарита
4. All The Things You Are
5. There Will Never Be Another You
6. Nuages
7. Алёша
8. Summertime
9. Don't Get Around Much Anymore
10. Alone Together

Ильдар Казаханов - гитара
Алексей Кузнецов - гитара
Роберт Пилякальнис - контрабас
Алексей Шихов - ударные

Запись сделана в Санкт-Петербурге на концерте в
"JFC Jazz Club" 2 марта 2007 года.

***

Неизданные диски и бутлеги

2007

Алексей Кузнецов и PLAY - Бар-А-Клубная Музыка (неизданный диск)
01. Елена и Маргарита (Алексей Кузнецов) 4:04
02. All the things you are (Oscar Hammerstein II \ Jerome Kern) 6:31
03. These fool things (Jack Strachey) 5:19
04. Came rain or come shine (Harold Arlen) 7:08
05. Once I Loved (Antonio Carlos Jobim) 6:07
06. Blues for J. (Jimmy Smith) 7:05
07. Willow weep for me ( Ann Ronell ) 9:12
08. Summertime (George Gershwin) 8:38
09. Duke Ellington medley ( Prelude to a kiss \ In a sentimental mood \ C jam blues ) 15:36
10. Все нормально 0:18

Алексей Кузнецов - гитара (1-9)
Валерий Сундарев - миди-гитара (2-3,7-9)
Виктор Риккер - ударные (4-9)
Сергей Корчагин - акустический бас (4-9)

концертная запись 16.01.2007 Бар-А-Клуб. Челябинск
 

2008
Musicland Collection

Алексей Кузнецов. 7 альбомов  1973-1989 (mp3, бутлег)

1973 МОСКОВСКИЙ КВАРТЕТ "ГИТАРА"
1977 ДЖОРДЖ ГЕРШВИН - ПОПУЛЯРНЫЕ МЕЛОДИИ
1978 ДЖАНГО
1978 УТВЕРЖДЕНИЕ
1981 ГОЛУБОЙ КОРАЛЛ
1985 КОНЦЕРТ В ОЛИМПИЙСКОЙ ДЕРЕВНЕ
1989 СПУСТЯ ДЕСЯТЬ ЛЕТ
 

2009

Звезды московского джаза в гостях у Давида Голощекина

Вступительное слово: В. Фейертаг - заслуженный деятель искусств России, Д. Голощекин - народный артист России
1. Satin Doll (Duke Ellington) Д.Голощекин - орган ВЗ, А.Кузнецов - гитара, В.Михайлов - контрабас, С.Стрельцов - ударные
2. Lover Man (Roger "Ram" Ramirez) Д.Голощекин - скрипка, И.Бриль- фортепиано, А.Кузнецов, В.Михайлов, С.Стрельцов
3. Perdido (Juan Tizol) Д.Голощекин - флюгельгорн, И.Бриль, И.Бутман - тенор саксофон, А.Кузнецов, В.Михайлов, В.Епанешников - ударные
4. It don't mean a Thing (Duke Ellington) Д.Голощекин - вибрафон, флюгельгорн, И.Бриль, И.Бутман, А.Кузнецов, В.Епанешников, В.Михайлов
5. Take the A Train (Billy Strayhorn) Д.Голощекин - флюгельгорн, И.Бриль, И.Бутман, А.Кузнецов, В.Михайлов, В.Епанешников

Запись из к/з "Филармонии джазовой музыки", Санкт-Петербург, 18 января 2009
 

***

Компакт-кассеты

1997
FAS CC-0030
МП "Авторская песня" АООТ "A3Г"

Соло для трио
Г. Гаранян, А. Кузнецов, Д. Крамер
Сторона А
1. Лестер вступает в игру (Лестер Янг)  -8.10
    Lester leaps in (Lester Young)
2. Ностальгия в Тайме Сквере (Чарльс Мингус)  - 7.59
    Nostalgia in Times Square (Charles Mingus)
3. Медоточивая роза (Фэтс Уоллер)   - 7.56
    Honeysuckle Rose (Fats Waller)
4. Ива плачет по мне (Энн Ронелл)   - 7. 25
    Willow weep for me (Ann Ronell)

Сторона В
5. Я буду себя хорошо вести (Фэтс Уоллер) - 7.20
    Ain't misbehavin' (Fats Waller)
6. Дитя родилось (Фэд Джонс)   - 7.52
    A child is born (Thad Jones)
7. Попурри:
       Хороша работа, если ты ее получишь
       Леди, будьте добрей!
       (Джордж Гершвин)  -14.27
    Medley:
       Nice work if you can get it
       Lady be good!
       (George Gershwin)

Рецензия: http://www.nestor.minsk.by/jz/cd/1997/12/cd1225.htm
 

***

DVD

2008
ONE Records

Алексей Кузнецов. Полвека в джазе. Избранное 1979-2008. Начало.

1 Блюз на Басманной улице (А. Кузнецов) 1984
2
Satin Doll (D. Ellington, J. Mercer, B. Strayhorn) 1984
3
When the Saints Go Marching In (традиционная) 1984
4
Lester Leaps In (L. Young) 1984
5
Django (J. Lewis) 1984
6 Аэробика (А. Кузнецов) 1984
7 Алеша (А. Кузнецов) 1984
8 Голубой Коралл (А. Кузнецов) 1984
9
It Don't Mean a Thing (D. Ellington, I. Mills) 1986
10 Импровизация 1979
11
Super Jam (импровизация) 1979
12 Испания (А. Кузнецов) 1986
13
Summertime (G. Gershwin) 1981
14
I Got Rhythm (G. Gershwin) 1982
15 Заводные Игрушки (А. Кузнецов) 1995
16
Oleo (S. Rollins) 2001
17
It Could Happen To You (J. Burke, J. Van Heusen) 2001
18
Jersey Bouns (T. Bradshaw, E. Johnson, B. Plater, R. Wright) 1997
19
Body & Soul (J. Green, E. Heyman, R. Sour) 2002
20
One For the Woofer (W. Taylor) 1999
21
Caravan (D. Ellington, I. Mills, J. Tizol) 1993
22
Along Together (H. Dietz, A. Schwartz) 2007
23
Love For Sale (C. Porter) 2002
24 Елена и Маргарита (А. Кузнецов) 2008
25
Limehouse blues (P. Braham) 2008
26
I Got Rhythm (G. Gershwin) 2001
27
Royal Garden Blues (С. Williams, S. Williams) 2004

Биг Бэнд Владимира Василевского (2), Диксиленд Льва Лебедева (3), Георгий Гаранян (18,27) альт саксофон, Анатолий Соболев (4,5, 7,14,15,18) контрабас, Сергей Чернышов (4, 5, 7) виброфон, Игорь Бриль (6, 8, 9,11,14) рояль, Борис Кузнецов (б, 8) конги, Виктор Вист (6, 8, 11) бонги, Александр Ростоцкий (6,8, 20) бас-гитара (электробас), Игорь Назарук (10,11) рояль, Алексей Исплатовский (10,16) контрабас, Андрей Чернышов (10) ударные, Николай Левиновский (11) рояль, Виктор Двоскин (11) контрабас, Валерий Буланов (11,14) ударные, Владислав Грачёв (11), труба, Всеволод Данилочкин (11) баритон саксофон, Александр Осейчук (11) альт саксофон, Александр Брыксин (11) конги, Евгений Рябой (15,21) ударные, Александр Гореткин (16,18) ударные, Игорь Кондур (17, 26) контрабас, Лев Кушнир (17) клавишные, Дмитрий Власенко (17) ударные, Синтез-бэнд Анатолия Василевского (19,23), Владимир Данилин (20, 25) аккордеон, Виктор Прудовский (21) орган, Николай Громин (22) гитара, Давид Ткебучава (19,22,23) ударные, Олег Осенков (22) контрабас, Сергей Березовой (25) бас-гитара, Игорь Бутман (26) тенор саксофон, Эдуард Зизак (26) ударные, Даниил Крамер (27) рояль, Давид Голощекин (27) злектроскрипка, Анатолий Кролл (27) рояль, Сергей Васильев (27) контрабас, Игорь Бурко (27) труба, Пётр Афанасьев (25) ударные, Борис Савин (27) ударные

Эти видеокадры я скрупулёзно собирал, а порой искал и выпрашивал, чтобы сохранить историю
советского, а позднее и Российского джаза. Конечно, этот видеоряд, касается творчества джазового гитариста, являющимся разносторонним музыкантом. Я очень люблю играть соло, дуэт, трио, квартет...
А любовь к аккомпанирующей гитаре, к ритмичной и гармоничной - мне привил мой отец Алексея
Алексеевич Кузнецов (старший).
На этом диске со мною вместе играют лучшие музыканты, которые являются легендами нашего джаза: Игорь Бриль, Николай Громин, Георгий Гаранян, Владимир Данилин, Давид Голощекин, Игорь Бутман и многие другие.
Большая благодарность Павлу Козлову, помогавшему мне в работе над созданием этого диска.
Надеюсь, исполнительское мастерство музыканта не оставит Вас равнодушными!
Спасибо Всем, Ваш Алексей Кузнецов.
 

2009
ONE Records

Алексей Кузнецов. Полвека в джазе. Продолжение...
1. Алёша (А. Кузнецов) 04:40 -- А- Кузнецов, А. Исплатовский, А. Гореткин. 2001
2. Satin Doll (D. Ellington. J. Mercer, В. Strayhorn) 05:40
-- А. Кузнецов, Д. Шушков. В Капырин, Б, Савельев. 2009
3. When Your Lover Has Gone (E. A. Swan) 05:17
--В. Данилин, А. Кузнецов, С. Березовой, П. Афанасьев. 2007
4. Love For Sale (C. Porter) 07:50
-- А. Кузнецов. С. Гурбелошвили. 1989
5. The Man I Love (G. Gershwin) 08:07
-- А. Кузнецов, В. Прудовский. Е. Рябой. 1993
6. Clouds (D. Reinhardl) 02:17
-- А. Кузнецов. 1984
7. Bye, Bye Black Bird (M. Dixon, R. Henderson) 04:11
-- А. Кузнецов, К. Горшков. 2008
8. Softly, As A Morning Sunrise (О. Hammerstein II, S. Romberg) 09:27
-- А. Кузнецов и солисты синтез-бэнда А. Василевского. 2002
9. Sea Jorney (C. Corea) 07:53
-- А. Кузнецов, Д. Крамер. 1995
10.Black Orpheus (L. Воnfa) 06:04
-- А. Кузнецов, Г. Гаранян. А. Соболев, А Гореткин. 1996
11. Summertime (G. Gershwin) 08:00
-- А. Кузнецов. 2007
12.If I Should Lose You (R. Rainger) 06:30
-- А. Кузнецов, С. Гурбелошвили. 1989
13 .There Will Never Be Another You (M. Gordon. H. Warren) 07:08
-- А. Кузнецов, Н. Громин. О. Осенков, Д. Ткебучава. 2007
14.Blue Moon (L. Hart,R. Rodgers) 05: 11
-- А. Кузнецов, М. Шибин. 2009
15.Голубой коралл (А. Кузнецов) 05:00
-- А. Кузнецов, Л. Кушнир. И. Кондур, Э. Зизак. 2000
16.It's Alright With Me (C. Porter) 02:16
-- А. Кузнецов. 1995
17.What's New (J. Burke. В. Наggard) 05:03
-- А. Кузнецов, И. Бриль. 1997
18.Love For Sale (C. Porter) 09:43
-- А. Кузнецов, С. Манукян. 1994
19 .Очи черные (Ф. Герман) 03:34 -- А. Кузнецов, Рейн Раннап. 1983
20.Блюз на Басманной улице (А. Кузнецов) 05:00 -- А. Кузнецов. 2007
bonus
- Николай Громин и Владимир Данилин об Алексее Кузнецове
 

***

Сборники на виниле и CD

 

 

33Д 017017-8

Джаз-65

Квартет В.Кулля (А.Кузнецов, гитара; Вл. Кулль,ф-но; Влмоляницкий, к-бас;
Ал-др Салганник, ударные)
"Вечерняя песня" (на тему песни В.Соловьева-Седого)

 

33Д-020987-8

Джаз-67. Третья пластинка

Трио А. Кузнецова
Заводные игрушки (А. Кузнецов)
А. Кузнецов — г, А. Соболев — кб, И. Левин — уд.

 

Д 024283-4


Джаз-68
П
ятый Московский фестиваль молодежных ансамблей

Трио А. Кузнецова
Алеша (А. Кузнецов)
А. Кузнецов — г, И. Васенин — кб, В. Сосунов — уд.

 

33 С60-11425-26

Джаз-78
П
о страницам
VI Московского фестиваля советской джазовой музыки
ПЕРВАЯ ПЛАСТИНКА

А. Кузнецов и Н. Громин (гитары)
ИМПРОВИЗАЦИЯ на тему Т. Хренникова из к/ф «Верные друзья» (А. Кузнецов)

 

1980
М60-42636

АНДРЕЙ ЭШПАЙ. ВОСПОМИНАНИЯ

Увертюра (3.30). Оркестр п. у. В. ЛЮДВИКОВСКОГО
Фантазии на темы трех песен (10.38)
«Нет», — скажешь ты. А снег идет. Возврата нет
Аранжировка Н. Левиновского
Эстрадно-симфонический оркестр Всесоюзного радио. Дирижер С. СКРИПКА

Последний дождь (И. Алиева)
Воспоминания, джазовая композиция – С. РОТАРУ. пение (20.48)
Инстр. трио: И. Назарук, ф-но. А. Кузнецов, гитара. А. Исплатовский, к-бас. М. Ковалевский, ударные

 

 

 

33 С 60-11979-80

Джаз-78
П
о страницам
VI Московского фестиваля советской джазовой музыки
ВТОРАЯ ПЛАСТИНКА

АНСАМБЛЬ ПОД УПРАВЛЕНИЕМ ИГОРЯ ЯКУШЕНКО
Ч
итая Межелайтиса (5.50) Горный серпантин (4.50) (И. Якушенко)

Алексей Кузнецов — гитара, Леонид Гарин — вибрафон, Игорь Якушенко — фортепиано, Виктор Двоскин — контрабас,  Виктор Михалин — ударные,  Владимир Якушенко
бонги

1981
С
60 15533-34

Мурад Кажлаев
ТАНЦУЙ ВЕСЁЛЫЙ «ЛАМ-БЕНД-ВОК»
Джазовая, танцевальная музыка в старых и новых ритмах

1  сторона
ТРИНАДЦАТАЯ УЛИЦА (рэгтайм)—1.45
МЕЛОДИЯ МОРЯ (свинг) из к/ф  «Бархатный сезон»—2.28
Я ВАС ЛЮБЛЮ (вальс-бостон)—3.13
НЕМНОЖКО ПРОШЛОГО (уанстеп) из к/ф «Бархатный сезон»—1.47
КОНЦЕРТНОЕ ТАНГО—2.45
ТАНЦУЙ ВЕСЕЛЫЙ «ЛАМ-БЕНД-ВОК» из к/ф «Бархатный сезон» —2.11
СТАРЫЙ МЕНУЭТ — 3.30

2 сторона
АВТОРАЛЛИ (фокстрот)—2.45
Я ЖДУ ТЕБЯ (вальс) — 3.30
ЧП (быстрый фокстрот)—1.46
ГОЛУБОЙ БЛЮЗ—3.33
В СПОРТКЛУБЕ (бит-фокстрот) из к/ф «Бархатный сезон»—2.30
ДЕВУШКА ИЗ КУБАЧИ (боссанова) — 3.01

Оркестр Госкино СССР. Дирижер М. Кажлаев
Квартет солистов оркестра Госкино СССР: Игорь Назарукф-но, орган, синтезатор, Алексей Кузнецов—гитара, Алексей Исплатовский контрабас, бас-гитара, Андрей Чернышевударные.
Струнная группа симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения. Солисты: Валентин Жук—скрипка (3, 5, 7), Алексей Зубов—саксофон-тенор (3, 7) Александр Пищиков—саксофон-тенор (6, 9), Арзу Гусейнов—труба (2, 9, 12) Вячеслав Семенов—аккордеон (2, 3, 7), Николай Громин—гитара (11)
Запись 1981 г.

 

 

С60 19121 001

Джаз-82
VIII Московский фестиваль джазовой музыки
Пластинка 1

Ансамбль солистов "Джаз плюс джаз"
Си-джем блюз
Игорь Бриль – фортепиано; Алексей Кузнецов – гитара; Анатолий Соболев – контрабас; Валерий Буланов – ударные

 

С60 21539 005

Осенние ритмы-83
С
концертов Ленинградского фестиваля джазовой музыки

А. Кузнецов (гитара) и В. Колесников (труба)
Мой грустный возлюбленный (Э. Бернет)

 

2003
EGJAZZ-012

Звезды V Московского международного фестиваля "Джаз в саду Эрмитаж"

Господин Великий Новгород (А.Товмасян) – All Stars (Москва)

Андрей Товмасян – труба; Владимир Данилин - аккордеон; Алексей Кузнецов – гитара; Виктор Подкорытов – тенор – сакс; Игорь Кантюков – контрабас; Александр Гареткин – барабаны
Запись 2002 г.


Эта запись также вышла на диске АНДРЕЙ ТОВМАСЯН. ГОСПОДИН ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД (JAC 0130 CD, 2007)
 

 

2004
EGJAZZ-014

Звезды VI Московского международного фестиваля "Джаз в саду Эрмитаж"

Papa Loves Mambo (Al Hoffman/Dick Manning/Bix Reichner)
Анна Бутурлина и ее ансамбль

Анна Бутурлина – вокал; Алексей Кузнецов – гитара; Владимр Галактионов – труба; Виктор Подкорытов – тенор – сакс; Владимр Нестеренко – фортепиано; Сергей Васильев – контрабас; Евгений Рябой – барабаны
Запись 2003 г.

 

 

2005
MEL CD 60 00959

Музыка для отдыха

Посвящение (О.Нельсон, арр.
В. Мелехина)
Босса-нова ("Алеша") (А. Кузнецов)
А. Кузнецов, гитара.
Оркестр, дир. А. Мажуков. Запись 1970 г.

Впервые: Д00030207-8
 

 

Вокально-инструментальные записи

1984
С60-21823-001



АНДРЕЙ ПЕТРОВ
Музыка из кинофильма «ЖЕСТОКИЙ РОМАНС»

Сторона 1
Романс о романсе (Б. Ахмадулина) — 4.00
Вальс — 4.08
Снегурочка (Б. Ахмадулина) — 3.49
Марш — 3.08
Любовь — волшебная страна (Э. Рязанов) — 2.49

Сторона 2
Под лаской плюшевого пледа (М. Цветаева) — 2.38
А цыган идет (Р. Киплинг, перевод Г. Кружкова)
Цыганский танец
Ой, призадумался (народная песня)
Погоня — 2.05
А напоследок я скажу (Б. Ахмадулина
) — 2.36
Романс о романсе (Б. Ахмадулина) — 2.38

В. ПОНОМАРЕВА (1, 3, 5, 6, 11, 12), Н. МИХАЛКОВ (7)
А. КУЗНЕЦОВ и М. КОЧЕТКОВ, гитары (1, 3, 5, 6, 11, 12)
Оркестр Госкино СССР. Дирижер С. СКРИПКА (1, 2, 4, 8, 10, 12)
Ансамбль цыганской песни под руководством Н. ВАСИЛЬЕВА (7, 9)

1987
C60 25491 008

 

Я ВЫЙДУ НА БУЛЬВАР. Поют артисты театра «Современник»
12. А может, неправ я, ребята. Песня из моноспектакля «1941» (В Махлянкин – Б. Рудяков) - исп. Валентин Никулин, Алексей Кузнецов (гитара)

 

1989
С60 29329 004

ВАЛЕНТИН НИКУЛИН. Мое поколение

Сторона 1
Долго ль мне... (Т. Островская — А. Пушкин) — 1.53
Давай поедем в город (С. Никитин — Д. Самойлов) — 2.28
Романс (С. Никитин — Д. Самойлов) — 2.33
Диалог у новогодней елки (С. Никитин — Ю. Левитанский) — 2.36
Батальное полотно (Б. Окуджава) — 2.20
На фоне Пушкина (Б. Окуджава) — 2.34
Два сонных яблока (Т. Островская — О. Мандельштам) — 2.32

Сторона 2
19 октября (В. Дашкевич — Ю. Ким) — 3.23
Мы похоронены где-то
... (А. Галич) — 5.06
Как мне странно... (А. Галич) — 3.23
Когда я вернусь (А. Галич) — 2.43
Наполним музыкой сердца (Ю. Визбор) — 2.58
Да, мой любимый... (Ю. Визбор) — 3.51

Валентин Никулин, пение
Сергей Никитин, гитара (1 — 7), Алексей Кузнецов, гитара (8—13)

На этой пластинке каждый услышит свое — в зависимости от того, к какому поколению он принадлежит. Те, чья молодость совпала с военными бедами и не менее трагическими до- и послевоенными — с их ночными звонками, таинственными исчезновениями людей, поисками то шпионов, то космополитов,— задохнутся от точности, горечи и гордости галичевских строк. И эти же строки — нет, не пропетые, через собственные жизнь и мироощущение пропущенные исполнителем — актером театра «Современник» Валентином Никулиным,— заставят, не сомневаюсь, вновь и вновь ставить иглу проигрывателя на отметку с песнями Александра Галича сегодняшних молодых, не без внутреннего сопротивления и недоверчивости открывающих для себя трагические страницы отечественной истории. Конечно, и до них через твердолобую категоричность (но оттого же и заманчивость) запретов доходили галичевские песни. Но даже на ходящих по рукам кассетах редко встречались не социально-сатирические, а эти, исторически и политически заостренного содержания песни. Именно их не мог не выбрать для своего нового диска Валентин Никулин, как человек своего времени, своего поколения. Оттого станет этот диск долгожданной радостью прежде всего для людей, окрещенных «шестидесятниками», чья юность и хрущевская оттепель совпали во времени. Из того же периода — молодой «Современник», его молодой главный режиссер, не знающий, что еще многие годы ему предстоит упорно и зло сражаться с инстанциями, отстаивая то шварцевского «Голого короля», то шатровских «Большевиков», и от которых он так и не смог защитить самый первый премьерный спектакль — «Матросскую тишину» Александра Галича, в котором Валентин Никулин должен был играть одну из ролей.
Там же, в «Современнике», в перерыве между репетициями Никулин, аккомпанируя себе на рояле, напел коллегам странные, царапающие душу песни. Он услышал их несколькими днями раньше в «Артистическом кафе», куда затащил его драматург Александр Свободин, сказав, что «будет петь Окуджава». Кто это такой, Никулин понятия не имел, но с того дня дружен с поэтом и поет для себя и в своих вечерах-концертах Окуджаву с одобрения Окуджавы, который, как известно, пристрастно и ревниво относится к своим стихам и песням в чужом исполнении.
И была дружба еще с одним талантливым, веселым человеком, не подозревающим, что станет классиком бардовской песни и умрет сравнительно молодым, в возрасте пятидесяти лет,— с Юрием Визбором. И продолжается дружба (жаль только, что жизнь бросает в разные стороны, и так редки встречи) с поэтами Давидом Самойловым и Юрием Левитанским. Они, как и Окуджава с Галичем, постарше, прошли фронт, а Никулин в войну был подростком, но все равно они все — «шестидесятники». Так же, в общем, как и встретивший XX съезд мальчишкой Сергей Никитин, почтительно называющий Никулина «мэтром», хотя сам уже давно такой же мэтр. И замечательный джазовый виртуоз, внук расстрелянного в 1937 году маршала Егорова Алексей Кузнецов, начавший свою музыкальную карьеру в годы, печально знаменитые фразой «Сегодня парень любит джаз, а завтра родину продаст». Парадокс — но и это были годы первой оттепели... Не через железный, слава богу, занавес, но и не через пластинки и телетрансляции дошли до нас и поразили в самое сердце рожденных уже после войны мальчишек и девчонок песни их ровесников из Ливерпуля. Татьяна Островская — тогда еще совсем не композитор — тоже была в числе пораженных их творчеством. «Битлз» для нее так и остались прекрасным знаком того времени. А романсы на стихи Пушкина и Мандельштама она писала специально для Никулина, в расчете на его вкус и индивидуальность.
Собственно, никулинская — неповторимая — индивидуальность, многолетняя, из шестидесятых идущая любовь к актерскому и музыкальному таланту, человеческая и художественная личность умного, доброго, интеллигентного Вали Никулина и свела на пластинке всех, в том числе и автора этих строк, людей живых и, увы ушедших, названных в короткой аннотации. У всех у нас ностальгия по шестидесятым. Мы никогда не скрывали ее, теряя надежду и вновь надеясь, что когда-нибудь вера и правда тех лет вернут свое. Такие времена настали, и потому стала возможной такая — именно такая! — пластинка Валентина Никулина.
Аркадий Петров

***

Последнее обновление 2012-04-20